Юриспруденция
Назад

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого

Опубликовано: 21.03.2020
Время на чтение: 5 мин
0
2

Содержание статьи

В соответствии с 425 статьей УПК, допрос несовершеннолетнего подозреваемого не может продолжаться более 2-х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса, сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог. Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого, достигшего 16 л.

Допрос подозреваемого, возраст которого не достиг 18 лет, проводится согласно статье 425 УПК РФ. Согласно тексту документа, длительность допроса не должна превышать 2 часов подряд, или не дольше 4 часов за день в совокупности.

  • возрастом подозреваемого;
  • психологическим статусом;
  • общим самочувствием и показателями здоровья.

Учитывая психологическое развитие детей, рекомендуется проводить допрос в привычном для него окружении, например, в школьном классе или в группе детского сада. Практика показывает, что желательно, чтобы следователь был того же пола, что и рёбенок, особенно это важно при правонарушениях против неприкосновенности.

  1. Защитник.
  2. Педагог или психолог.
  3. Законный представитель.

Во время допрашивания несовершеннолетнего обязательно присутствие защитника, педагога или психолога.

Адвокату позволено знакомиться с материалами расследования и делать замечания. Возможность присутствия родителей решается следователем исходя из интересов ребёнка, это означает, что не всегда родители присутствуют на допросе.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого

Выбор между педагогом или психологом решается на основании возраста подозреваемого, его психического статуса. Пример, при допросе малолетнего ребёнка, которому 3-4 года, лучше пригласить педагога из детского сада, а при допросе младших школьников или подростков — преподавателя, ориентирующегося в особенностях подростковой психики. Психолог или педагог могут задавать уточняющие вопросы подозреваемому, просматривать протокол допроса и кратко указывать замечания в записке.

Повестка о вызове на допрос направляется лично несовершеннолетнему, но получают её родители либо руководитель учреждения, где находится ребёнок.

Законные представители несовершеннолетнего обязаны обеспечить явку на допрос. В случае уклонения от явки возможен принудительный привод подозреваемого.

Подготовка

При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого – родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя. Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка. С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

Предлагаем ознакомиться  Иммиграция в Ирландию – как переехать в эту страну на ПМЖ и получить вид на жительство в 2020 году

Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

Права несовершеннолетних

Права, которыми наделены несовершеннолетние, отражены в последней действующей редакции Семейного Кодекса РФ.

  • наличие Ф. И. О.;
  • воспитание в семье;
  • свободное общение с другим родителем и родственниками;
  • возможность защищать свои интересы;
  • получение средств к существованию от родителей или родственников.

По мере роста ребёнка к его основным правам добавляются дополнительные.

Как правило, имя ребёнку дают родители, фамилия и отчество даётся либо от матери, либо от отца и зависит от того, зарегистрированы ли их отношения. Разные ситуации семейного положения родителей и возможности выбора фамилии и отчества для ребёнка регулируются статьёй 58 СК РФ.

Ребёнок должен воспитываться в семье, полной или неполной. Если родителей лишили родительских прав, то право ребёнка на семью должно быть обеспечено органами опеки и попечительства. Если родители разведены, то ребёнок имеет право видеться с другим родителем или родственниками.

Права и интересы ребёнка представляют:

  1. Законные представители.
  2. Отдел охраны детства.
  3. Прокуратура.
  4. Судебные органы.

В 10 лет учитывается мнение ребёнка в обстоятельствах, в которых затронуты его интересы. Также ребёнок может принимать участие в заседаниях суда, давать показания. Также ребёнок вправе получить новые Ф. И. О., может подать заявление на возвращение родительских прав своим родителям.

Начиная с 14 лет, подросток несёт уголовную ответственность по некоторым видам правонарушений, список которых установлен законодательством, с согласия родителей может работать в свободное от учёбы время и при этом заработок может тратить по своему усмотрению, а также может вносить денежные средства в банк и распоряжаться вкладами.

До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

  • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
  • Воспользоваться помощью защитника.
  • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
  • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
  • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.
Предлагаем ознакомиться  Автокредит какие документы необходимы

При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.

Вызов

Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

Первая беседа

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого

Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

Начинать допрос несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

Детализация сведений

Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса.

Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

Элемент внезапности

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого

Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

Присутствие педагога или психолога

При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

Предлагаем ознакомиться  Ходатайство в комиссию по делам несовершеннолетних образец

При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

  • Роль подростка в совершенном деянии.
  • Характер преступления.
  • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

Специфика процессуального действия

Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

Как провести допрос несовершеннолетнего свидетеля, обвиняемого, потерпевшего

В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

Особенности тактики

Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

Другие приемы

Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector