Юриспруденция
Назад

Запрещение принудительного труда как принцип трудового права

Опубликовано: 01.04.2020
Время на чтение: 12 мин
0
0

Международно-правовое регулирование запрещения принудительного труда

На сегодняшний день принудительный труд в различных своих формах и проявлениях обнаруживается в любом обществе, во всех странах, как в развивающихся, так и промышленно развитых. Однако, несмотря на всепланетарныи характер распространения этого явления, до сих пор в законодательстве различных государств отсутствует единство в определении понятия принудительного труда, зачастую используется собственная национальная терминология для обозначения принуждения к труду.

Согласно мнению экспертов Международного бюро труда до настоящего времени принудительный труд не являлся приоритетной проблемой в общественно-политической дискуссии в России1. Пожалуй, с таким мнением приходится согласиться. Действительно, проблема принудительного труда на территории России только в последние несколько лет привлекает внимание исследователей. До 2002 года даже отсутствовало определение принудительного труда в нормах национального законодательства.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

С принятием Трудового кодекса Российской Федерации" (далее — ТК РФ) этот пробел устранен: запрещение принудительного труда провозглашено в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (статья 2). Кроме того, данному принципу посвящена статья 4 ТК РФ, закрепляющая понятие принудительного труда и формы его проявления.

Так, согласно ТК РФ принудительным трудом является выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

При этом принудительный труд не включает в себя: работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Действующая редакция ТК РФ содержит достаточно развернутое определение принудительного труда. Однако для комплексного раскрытия понятия «принудительный труд» обратимся к международным правовым актам по вопросу запрещения принудительного труда, которые в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации 1993 года1 являются составной частью правовой системы России.

В связи с глобальным пониманием проблем принудительного труда, -возрастающим значением мер по предупреждению этого негативного явления мировое сообщество приходит к осознанию необходимости выработки . единых подходов к определению понятия принудительного труда, установлению унифицированных терминов для обозначения различных форм принуждения.

Первым значительным успехом в области установления единообразия в вопросе содержания понятия принудительный труд является Конвенция Международной организации труда № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 года" (далее - Конвенция МОТ № 29), закрепившая рамочное определение понятия принудительного или обязательного труда.

Существование принудительного труда является весьма щекотливой темой, и правительства практически всех без исключения государств достаточно неохотно признают его наличие в рамках своих национальных границ и вскрывают причины возникновения этого явления1. Вместе с тем, необходимость международно-правового регулирования запрещения принудительного труда осознали почти все страны мира, в связи с чем запрет принуждения к труду в настоящее время получил закрепление в значительном количестве нормативных правовых актов.

Впервые необходимость запрещения принудительного труда как пережитка эпохи рабства и феодализма стала обсуждаться на международном уровне в 20-х годах XX века. Однако тогда основное беспокойство международного сообщества вызывали рабство и привлечение коренного населения к принудительному и обязательному труду в колониях.

Только после того, как в 1926 году Лига Наций приняла Конвенцию относительно рабства", которая запрещала все аспекты работорговли и все действия, связанные с захватом, приобретением какого-либо лица или обращением его в рабство, Административный совет Международного бюро труда учредил специальный Комитет экспертов МОТ по труду коренного населения.

В 1930 году на 14-ой сессии Генеральной конференции Международной организации труда предметом пристального внимания стали вопросы существования принудительного труда в современном мире. В связи с тем, что принудительный труд в то время широко применялся во многих государствах не только в колониях, но и в метрополиях, руководство МОТ всячески пыталось избежать обсуждения на сессии фактического положения дел в странах, сводя его к разработке нормативных актов.

Так, на пленарном заседании против проекта Конвенции № 29 выступили представители предпринимателей- и представители правительств Франции, Бельгии и Португалии. В то же время группа представителей профессиональных союзов также была не согласна с проектом Конвенции из-за многочисленных оговорок, но, тем не менее, представила пленарному заседанию доклад с изложением своей позиции, в котором заявила, что за отсутствием лучшего будет голосовать за Конвенцию № 29, чтобы не дать предпринимателям вообще не допустить принятия данной Конвенции.

Предлагаем ознакомиться  Изменение данных в лицевом счёте

Вместе с Конвенцией МОТ № 29 28 июня 1930 года принимаются Рекомендация МОТ № 35 «О косвенном принуждении к труду», регламентирующая вопросы возможного косвенного принуждения к труду, которое возложило бы слишком тяжелое бремя на население, и Рекомендация МОТ № 36 «О регламентации принудительного или обязательного труда», в которой закрепляются некоторые принципы и правила, относящиеся к принудительному или обязательному труду.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Следует отметить, что представители профессиональных союзов вполне справедливо подвергли резкой критике текст Конвенции МОТ № 29, т.к. многочисленные оговорки и исключения, содержащиеся в нем, фактически сводят на нет запрещение принудительного труда, предусматривая порядок применения принудительного труда в так называемый «переходный период» для «общественных целей» и «в порядке исключения» (статья 1, пункты 1, 2).

Кроме того, Конвенция МОТ № 29 не устанавливает безусловное запрещение принуждения к труду, не объявляет принудительный труд преступлением, а лишь предписывает государствам, ее ратифицировавшим, «упразднить применение принудительного, или обязательного, труда во всех его формах в возможно кратчайший срок».

Вместе с тем, компромиссный характер Конвенции № 29 обеспечили ей высокий уровень ратификации: к настоящему времени ее ратифицировали 174 страны1.

В 1944 году в развитие Конвенции № 29 Международная организация труда принимает Рекомендацию № 70 «О минимальных нормах социальной политики на зависимых территориях»2. Раздел 3 указанной рекомендации посвящен вопросам регламентации принудительного, или обязательного, труда. Так, статья 7 третьего раздела предписывает ликвидацию применения принудительного, или обязательного, труда на зависимых территориях, которое могло быть введено в период существующего чрезвычайного положения, связанного с войной, в возможно кратчайший срок. При этом на зависимых территориях должна проводиться политика увеличения добровольного предложения труда.

В 50-е годы XX века принудительный труд вновь стал предметом обсуждения в Международной организации труда. Наступил конец колониальной эры, и стало нарастать беспокойство по поводу использования принудительного труда в политических целях. Получила распространение практика принудительного труда миллионов людей, заключенных в трудовые лагеря по политическим или идеологическим соображениям.

Запрещение дискриминации в сфере труда как один из основных принципов трудового праваМитина Надежда Михайловна

Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового праваЕндонова Софья Валентиновна

Новация принципов пенсионного права в условиях современной пенсионной реформы в России Савостьянова Валентина Борисовна

Современные принципы трудового права Российской ФедерацииШтринёва Татьяна Ивановна

Воздействие принципов трудового права на правовое регулирование служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел Гладких Денис Юрьевич

Основные принципы трудового права Дмитриева Ирина Константиновна

Принципы институтов российского трудового праваСобянина Мария Дмитриевна

Принцип запрета принудительного труда в системе средств правового регулирования трудовых отношенийГлухова Наталья Владимировна

Конституционные принципы и права в сфере труда и их защита в Российской ФедерацииБережной Владимир Александрович

Понятие принудительного труда в трудовом праве

Для уяснения понятия принудительного труда в трудовом праве, а также анализа этого явления в рамках трудового права России представляется целесообразным отразить в настоящем исследовании исторические этапы становления взглядов ученых на проблему принудительного труда. Не ставя перед собой цель поступательно проследить всю историю российского законодательства по вопросу принудительного труда, отметим следующее.

Использование принудительного труда на Руси, как впрочем, и в других государствах в период феодального строя, являлось достаточно обыденным и мало регламентировалось законодательно. Поскольку для феодального общества было характерно деление людей на сословия, то все население Киевской Руси делилось на свободных и зависимых людей.

К свободным относились лица, владеющие землей (будущее боярство), а также крестьяне, именовавшиеся «смерды», «люди», «сябры». Полностью зависимой категорией населения были холопы (рабы). Однако, наиболее многочисленной категорией зависимого населения того времени выступали закупы - крестьяне, взявшие купу (заем) в виде земли, денег, зерна и т.д. и обязанные своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть долг (купу).

Дальнейшее формирование Русского централизованного государства послужило закономерным этапом для юридического закрепления принудительного труда как формы трудовых отношений. Так, в конце XVI века в России фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права. Крепостное право — это высшая форма неполной собственности феодала на крестьянина, основанная на прикреплении его к земле феодала (боярина, помещика, монастыря и т.п.) или феодального государства (при отсутствии частного собственника земли, когда крестьянские общины несут повинности в пользу государства) .

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Поскольку крестьяне на Руси не владели землей, а за пользование ею несли повинности, то постепенно крестьяне из разряда свободных перешли в категорию зависимого населения. Этапы юридического оформления закрепощения русского крестьянина таковы: Судебник 1497 года в общегосударственном масштабе закрепил возможность свободного перехода крестьян от одного хозяина к другому только в течение недели до и недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября) при условии уплаты «пожилого» (плата за проживание на земле феодала).

Ранее крестьяне пользовались свободным правом перехода в любое время; Судебник 1550 года установил право перехода крестьян только в Юрьев день и увеличил размер «пожилого», что еще больше затруднило переход; 1581 год - введение «заповеди» (запрета) на переход в Юрьев день, повторявшейся в последующие годы;

1581-1593 годы - составление писцовых книг (перепись населения), внесение в которые определяло крестьянина старожильцем, и он терял право перехода; 1597 год - введение «урочных лет», т.е. установление срока сыска беглых крестьян в течение 5 лет; 1607 год - «урочные лета» увеличены до 15 лет; Соборное Уложение 1649 года окончательно юридически оформило систему крепостничества.

Предлагаем ознакомиться  Страховка от смерти по любой причине

Право перехода утратили все категории крестьян. Отменены «урочные лета», введен бессрочный сыск беглых. Владельцы земель получили право на неограниченное использование труда крестьян, право продавать и менять их и т.п. Таким образом, система крепостничества предполагала использование принудительного труда крестьян на Руси повсеместно и без каких-либо ограничений.

И с 1649 года такая форма трудовых отношений официально санкционирована государством. Что касается петровского периода, то, помимо существующей системы крепостного права, законодательство России XVIII века характеризуется усилением эксплуатации работников путем принудительного закрепления рабочей силы в промышленности, удлинением рабочего дня и установлением максимума заработной платы.

Так, Указ Петра I от «18» января 1721 года предоставил право «как шляхетству, так и купецким людям» с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии покупать деревни с условием, «чтобы они всегда были уже при тех заводах неотлучно»1. Таким образом, согласно данному указу использование принудительного труда крестьян становится допустимым не только на земле . помещика, но еще и на промышленных фабриках.

Попытка законодательно закрепить фактически установленную . продолжительность рабочего дня предпринята в Регламенте адмиралтейству (глава XII), изданному Петром I 5 апреля 1722 года: продолжительность рабочего дня устанавливалась весной и летом в 13 /г рабочих часов с 4 /г утра до 7-8 вечера с часовым и двухчасовым перерывами на обед и отдых. Зимой, в ноябре-январе, когда нет «нужного дела», во время мира «не работать и на те дни работных денег не давать»".

Правительство Петра I пыталось установить и максимум заработной платы, поскольку в силу недостатка рабочей силы цена на нее складывалась стихийно и сравнительно на высоком уровне. Указ от 20 января 1724 года предписывал за работу людям и лошадям «давать во всех местах равно»: в летнее время - мужику с лошадью по 10, а без лошади по 5 коп., в зимнее - с лошадью по 6, а без лошади по 4 коп. в день3.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Таким образом, указы Петра I еще больше узаконивали произвол хозяев и были прямо направлены против крестьян-рабочих. После Петра I законодательная политика относительно повсеместного использования принудительного труда крестьян продолжилась в том же духе.

Только при Екатерине II, когда размах крестьянских волнений приобрел действительно угрожающие масштабы, принимается Манифест 9 апреля 1763 года1. Согласно указанному Манифесту хозяевам фабрик и заводов рекомендуется «самим с крестьянами на некоторый договор примирительный пойти» и «ни для чего на крестьян более работ не накладывать, сколько по числу подушного оклада им заработать следует».

Поскольку крупные волнения заводских крестьян и мастеровых рабочих продолжались, Сенат 27 мая 1769 года издает Указ", по которому «сделано некоторое возвышение» заработной платы работникам: впредь платить летом - пешему 6, конному 12 коп., зимой - пешему 5, конному 8 коп., в день и за проход от жилища к заводам и обратно по 3 коп.

Так, например, в 1777 году работники Красносельской бумажной фабрики Хлебникова взбунтовались и выставили требования относительно повышения заработной платы взрослым и детям, освобождения от работы по праздничным и воскресным дням и окончания ее раньше обычного по субботам, освобождения от принудительного труда, а желающим работать добровольно установить «достаточную плату».

7 марта 1949 года Экономический и Социальный Совет Организации объединенных наций (далее - ЭКОСОС) издает Резолюцию Е/1237 «Обследование данных о принудительном труде и меры к его упразднению» , в которой «предлагает Международной организации труда продолжать дальнейшее рассмотрение вопроса о принудительном труде и его характере и объеме на основании всей доступной информации».

19 марта 1951 года ЭКОСОС в Резолюции № 350 (XII) «Принудительный труд и меры к его упразднению» предписывает создать совместно с Международной организацией труда Специальный комитет по вопросу принудительного труда, состоящий из независимых лиц, избранных на основе их беспристрастности и компетентности.

Согласно указанной резолюции Специальному комитету по вопросу принудительного труда поручалось исследовать характер и масштабы проблемы, созданной существованием в мире систем принудительного или «исправительного» труда, которые используются в качестве средства политического принуждения или наказания за политические убеждения или высказывания и которые применяются в таком масштабе, что они составляют существенный элемент экономики данной страны1.

В дальнейшем ЭКОСОС в своих Резолюциях № 524 (XVII) от 27 апреля 1954 года2 и № 607 (XXI) от 1 мая 1956 года3, изучив доклады, подготовленные Специальным комитетом по вопросу принудительного труда, осудил все виды принудительного труда, противоречащие Уставу Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека, потребовал принятия действий для ликвидации принудительного труда, где бы он ни существовал.

Предлагаем ознакомиться  Должностная инструкция инспектора по кадрам

Похожие диссертации на Запрещение принудительного труда как принцип трудового права

Запрещение дискриминации в сфере труда как один из основных принципов трудового праваМитина Надежда Михайловна

Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового праваЕндонова Софья Валентиновна

Новация принципов пенсионного права в условиях современной пенсионной реформы в России Савостьянова Валентина Борисовна

Современные принципы трудового права Российской ФедерацииШтринёва Татьяна Ивановна

Воздействие принципов трудового права на правовое регулирование служебно-трудовых отношений в органах внутренних дел Гладких Денис Юрьевич

Основные принципы трудового права Дмитриева Ирина Константиновна

Принципы институтов российского трудового праваСобянина Мария Дмитриевна

Принцип запрета принудительного труда в системе средств правового регулирования трудовых отношенийГлухова Наталья Владимировна

Конституционные принципы и права в сфере труда и их защита в Российской ФедерацииБережной Владимир Александрович

Формы принудительного труда

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Принудительный труд является серьезной проблемой современного мира. Как отмечают эксперты Международной организации труда, в настоящее время практически нет стран, где не существовали бы неприемлемые формы принудительного труда1. С начала XX века усилия мирового сообщества направлены на искоренение противоестественных, страшных форм принудительного труда, недопустимых в цивилизованном обществе.

Упразднение принудительного труда - одна из основных, но крайне сложных задач защиты прав человека. Для борьбы с проявлениями принудительного труда представляется необходимым установить все его формы (насколько это можно), провести их классификацию по различным основаниям, законодательно исключить возможность принуждения к труду.

Итак, ТК РФ содержит следующие формы принудительного труда, определяемые через выполнение работы (часть вторая статьи 4 ТК РФ): в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

Следует отметить, что ТК РФ лишь рамочно ограничивает сферы применения принудительного труда, перечень форм принуждения к труду сформулирован списком, без разделения по основаниям.

Остановимся более подробно на выработанных международным сообществом классификациях форм принудительного труда. Так, анализ Рекомендации МОТ № 35 «О косвенном принуждении к труду» 1930 года1 позволяет прийти к выводу о наличии принудительного труда в форме прямого и косвенного принуждения. Прямое принуждение к труду, по всей видимости, проявляется непосредственно, без какого то ни было намерения скрыть принуждение, является его активной формой.

В этой связи Рекомендация МОТ № 35 прямо запрещает использование косвенных средств, искусственно усиливающих экономическое давление на население с целью заставить последнее искать работу по найму, посредством: обложения населения такими налогами, которые привели бы к тому, что население было бы вынуждено искать работу по найму на частных предприятиях;

введения таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к жизни путем самостоятельной обработки земли; злонамеренного расширения общепринятого понятия «бродяжничество»; установления таких правил передвижений, которые имели бы результатом создание для трудящихся, работающих у других лиц, более выгодного положения по сравнению с положением остальных трудящихся.

Кроме того, недопустимо устанавливать какие-либо ограничения добровольного перемещения рабочей силы из одного вида занятости в другой или из одного района в другой, что могло бы иметь косвенным результатом принуждение трудящихся поступать на работу в определенные отрасли хозяйства или районы, за исключением тех случаев, когда такие ограничения считаются необходимыми в интересах соответствующего населения или трудящихся.

В дальнейшем формы принудительного труда получили закрепление в статье 1 Конвенции МОТ № 105, согласно которой государства, ее ратифицирующие, взяли на себя обязательство упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме: в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве средства поддержания трудовой дисциплины; в качестве средства наказания за участие в забастовках; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания1.

Необходимо отметить, что российский законодатель воспринял положения Конвенции МОТ № 105, отразив практически дословно перечисленные формы принудительного труда в части второй статьи 4 ТК РФ. Однако приведенные классификации не располагают четкими критериями выделения форм принуждения к труду, которые сгруппированы посредством простого перечисления.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

рабство и похищение; принудительное участие в общественных работах; принудительный труд в сельском хозяйстве и отдаленных районах (насильственные системы найма / вербовки); принудительный труд домашней прислуги; кабальный труд / долговая кабала; принудительный труд в армии; принудительный труд как результат торговли людьми; труд заключенных (в том числе в целях реабилитации)2.

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector