Юриспруденция
Назад

Механизм получения травмы

Опубликовано: 17.03.2020
Время на чтение: 22 мин
0
0

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

  • Введение ... 5 мин
    1. Понятие и классификация транспортного травматизма ... 10 мин.
    2. Определение понятия и классификация автомобильной травмы ... 10 мин.
    3. Механизмы образования и судебно-медицинская характеристика повреждений при основных видах автомобильной травмы ... 90 мин.
    4. Лабораторные и специальные методы исследования при автомобильной травме ... 60 мин.
  • Заключение ... 5 мин

ВВЕДЕНИЕ

Транспортный травматизм ── один из основных
видов травматизма в экономически развитых странах. На дорогах мира ежегодно гибнет около 300 тысяч человек и около 8 млн. получают травмы. И в нашей стране борьба с травматизмом при дорожно-транспортных происшествиях является важной государственной задачей, в решении которой принимают участие многие специалисты различных отраслей народного хозяйства, в том числе врачи. Транспортный травматизм называют ещё "небоевым травматизмом мирного времени".

Механизм получения травм в результате ДТП

Когда мы узнаём из СМИ об очередной аварии, случившейся в родном городе/районе, мы мало когда обращаем внимание на перечисление травм, если оно имеется. Нам достаточно информации об общем состоянии пострадавших, которая обычно и предоставляется в подобных случаях.

Между тем повреждения, полученные находившимися в момент аварии в автомобиле людьми, могут быть нанесены разными путями. Существует множество факторов, оказывающих влияние на механизм получения травм:

  • местоположение и даже поза человека в момент столкновения/опрокидывания машины;
  • скорость автотранспортного средства в момент совершения ДТП;
  • вид аварии;
  • наличие/отсутствие активных/пассивных систем безопасности;
  • был ли пристёгнут водитель/пассажиры.

Перечислим основные виды повреждений, приводящих к получению травм:

  • удары – результат столкновения автотранспортного средства с препятствием, наезда другой автомашины, опрокидывания автомобиля. По статистике, это самая частая причина травмирования, при этом повреждения могут быть нанесены в любой части тела, особенно при неиспользовании пассивных средств индивидуальной защиты. Сила инерции, умноженная на массу тела, заставляет тело двигаться с той же скоростью, с которой ехало авто, в то время как сама машина стремительно теряет скорость из-за лобового столкновения. При боковых ударах и опрокидывании действуют несколько иные силы, при этом воздействующие факторы могут быть самыми разнообразными, от деталей автомобиля до посторонних предметов, находящихся в салоне авто;
  • сдавление – не менее частое и травмоопасное воздействие, возникающее в результате деформации компонентов автотранспорта и сдавливания ими тела водителя/пассажиров, при опрокидывании машины, в результате стискивания пристёгнутым ремнём безопасности (в этом случае сдавление – меньшее зло, чем удар, который неизбежен в случае неиспользования РБ);
  • проникновение в ткани и органы человека инородных предметов. Обычно такие случаи рассматривают как следствие удара, в результате которого детали авто разрушаются с возникновением обломков (стёкла, пластиковые элементы обшивки, металлические детали).
  • переезд – обычно происходит с теми, кто оказался непристёгнут, в результате чего силой инерции был выброшен вперёд через лобовое стекло. Подобное случается и с пассажирами, сидящими в задней части салона.

Получить травму можно и без столкновения/опрокидывания, в результате неосторожного поведения – известно множество случаев получения серьёзных травм в результате соударения вытянутых в окно рук с дорожными конструкциями (знаками, указателями) и другими транспортными средствами.

Оказание помощи
Оказание помощи пострадавшему в ДТП на гонках

Существует отдельная классификация по степени тяжести полученных травм, о которой мы поговорим позже, отметив лишь общеизвестный факт: чем выше скорость автомобиля в момент совершения ДТП, тем тяжелее последствия.

Наиболее травмоопасными деталями ТС считаются:

  • двери (при боковых ударах, опрокидывании);
  • руль вместе с рулевой колонкой;
  • лобовое стекло (при прямом столкновении).

Наиболее тяжёлые повреждения, угрожающие жизни, получают в результате деформации кузова и внутренних элементов конструкции автомобиля, а также при ударах о выступающие части салона.

На характер повреждений заметное влияние оказывает направление удара при (лобовое столкновение, боковой удар, удар, нанесённый по касательной), скорость автомашины и её и масса.

Та же статистика свидетельствует, что использование ремня безопасности позволяет снизить вероятность получения травм, несовместимых с жизнью, втрое/вчетверо (19% пристёгнутых получают травмы, 1% – погибает, среди непристёгнутых статистика намного печальнее: 47% получают травмы, около 3% – гибнут).

В числе чаще всего страдающих органов при авариях можно выделить:

  • шею;
  • грудь;
  • голову;
  • рёбра;
  • внутренние органы, расположенные в области грудной клетки;
  • внутренние органы, находящиеся в брюшной полости;
  • позвоночник;
  • ноги.

Ухудшение состояния травмированного, вплоть до летального исхода, происходят по следующим причинам:

  • опоздания приезда врачей (так называемое правило «золотого часа»);
  • незнания уцелевшими участниками ДТП правил оказания первой помощи в зависимости от вида полученных травм;
  • некомпетентность сотрудников полиции (в медицинском аспекте).

Виды повреждений при ДТП, получаемых водителем и пассажирами

Как правило, при серьёзных авариях пострадавший может ощутить на себе все факторы, связанные с получением травм: и удары, и проникновение посторонних предметов, и сдавление. При этом большинство полученных повреждений взаимосвязано: сдавливание может произойти в результате деформации, повреждение инородным телом – в результате сдавливания или удара.

Обычно основные травмы после ДТП, полученные на определённых участках тела, можно связать с особенностями конструкции транспортного средства: повреждения ног, например, чаще всего регистрируются у водителей из-за наличия педалей, то же самое можно сказать о грудной клетке (рулевое колесо). Тазовые и бедренные кости, а также колени получают повреждение при контакте с деталями кузова (чаще всего – при соударении с приборной панелью, или торпедой).

Некоторые повреждения можно легко диагностировать визуально, но многие носят скрытый характер и могут быть определены только при осмотре специалистом, а зачастую – при проведении инструментальных исследований в условии стационара. Тем не менее, каждый человек, являющийся активным участником дорожного движения и очевидцем/участником дорожного происшествия, должен уметь распознавать виды полученных травм, что поможет оказать (или отказать в предоставлении) первой помощи пострадавшему.

А вот статистические данные, какие травмы можно получить при ДТП чаще всего. Здесь на первом месте – различные повреждения головы – примерно 65% от общего количества пострадавших. Интересно, что травмы ног (ушибы переломы) получают гораздо реже – в 15% случаев, и только каждый двенадцатый травмирует руки. Есть о чём задуматься!

Механизм получения травмы

Если говорить о тяжести полученных травм, то здесь многое зависит от местоположения пострадавшего – больше всего страдают водители, поскольку в зоне их локации размещено наибольшее количество конструктивных элементов, являющихся потенциальным источником получения повреждений. На втором месте – пассажиры сбоку от водителя, и лучше всего защищены задние пассажиры.

А теперь рассмотрим классификацию травм по их локации.

Мы уже отмечали, что среди всех видов травм при ДТП этот орган страдает чаще всего. При любой резкой смене направления движения или остановке самой подвижной частью тела становится шея, а голова при таких ситуациях всегда столь же стремительно устремляется вперёд или в стороны, ударяясь о стекло, руль, панель приборов, переднее кресло.

С точки зрения способности противостоять ударам черепную коробку можно назвать самой незащищённой во всём костном аппарате – кости здесь достаточно тонкие и при этом сам череп полый. Челюстно-лицевой скелет также не отличается крепостью, так что сломанная челюсть – явление при ДТП отнюдь не редкое.

Кстати, травму головы можно получить и при наличии подушки безопасности, которая может сработать с некоторым запаздыванием.

Оказание помощи

Для задних пассажиров травмирование головы вообще считается самым распространённым повреждением, которое получают, ударившись о детали переднего сидения. При боковом ударе те, кто сидит возле дверей, рискуют удариться головой о стекло, или о металлическую стойку.

Диагностирование таких травм несложно: при серьёзных повреждениях всегда будут следы на лице, лбу или затылочной части головы в виде ушибов, ссадин и порезов. В более тяжёлых случаях фиксируется обильное кровотечение из носа, ушей, при открытых переломах черепа кровотечение будет наблюдаться также. Если на лобовом стекле имеются трещины с чётко видимым эпицентром, это может свидетельствовать о сильном ударе головой.

На втором месте по травмам при ДТП, несовместимым с жизнью, можно назвать повреждения позвоночника. При резкой, практически мгновенной остановке автомобиля в результате столкновения или наезда на препятствие перелом позвоночника – нередкое явление. Очень часто травмируется шейный отдел. Причина – резкий наклон головы вперёд и вниз, после чего следует столь же стремительное откидывание назад.

Непристёгнутый ремень многократно увеличивает вероятность получения тяжёлых травм, угрожающих жизни или приводящих к обездвижению тела – одной из наиболее неприятных видов инвалидности. В этом же списке находятся и рёбра, перелом которых случается из-за удара о руль (чаще всего), о переднюю панель, о спинку сидения (редко).

Предлагаем ознакомиться  Как оформить кадровые документы при изменении личных данных работника

Диагностирование таких повреждений связано с опросом пострадавших – о наличии травм позвоночника, включая шейный отдел, свидетельствует сильная боль при практически любых движениях, затрагивающих этот орган – поворотах тела, наклонах головы, движениях руками. Внешние проявления встречаются редко. Важно добиться от травмированного как можно более точного описания болевых ощущений, что позволит локализовать место получения повреждений.

Травма
Перелом шейного позвонка при столкновении

В случае перелома рёбер при контакте с рулём или торпедой они могут быть вдавлены внутрь, вызывая повреждения внутренних органов.

Даже пристёгнутый ремень безопасности может стать причиной получения травм, но в этом случае страдают преимущественно мягкие ткани в виде ушибов/порезов.

Как и в случае закрытых переломов, внешне травмы внутренних органов не идентифицируются. Поэтому основной метод диагностирования подобных проблем, как и в предыдущем случае – это жалобы травмированных. Как правило, при повреждениях внутренних органов кровотечения – обычное явление, со временем они могут себя проявить в виде гематом, но не обязательно сразу.

Обычно раненный жалуется на боли в животе, которые со временем становятся всё ощутимей и имеют тенденцию распространяться на всё большие области тела. Проявлением травм органов брюшной полости могут быть тошнота, сопровождающаяся рвотными рефлексами, побледнение кожного покрова, ощущение слабости, упадок сил.

Такие травмы при ДТП получают при ударах о руль, о передние спинки сидений, когда человека выбрасывает за пределы автомобиля. Иногда повреждения внутренних органов – следствие неправильно надетого ремня безопасности.

Согласно статистике, ноги при авариях страдают чаще, чем верхние конечности. Поскольку основной причиной получения таких травм являются удары о нижнюю часть торпеды или о педали управления, можно говорить, что ноги травмируют преимущественно сидящие впереди. Для задних пассажиров статистика обратная – чаще страдают именно руки.

Зачастую в результате деформации автомобиля при столкновении пострадавшего невозможно вытащить из машины именно из-за застрявших ног. Переломы в таких случаях – далеко не наихудший вариант: в результате длительного сдавливания мягких тканей вместе с кровеносными сосудами происходят их некротические изменения, имеющие необратимый характер, и после освобождения из такого плена конечность приходится ампутировать.

Если удар оказался очень сильным (что неизбежно при лобовых столкновениях, когда, несмотря на усилия конструкторов, двигатель может проникнуть в салон), ногу может просто оторвать.

Водитель рискует даже при относительно несильных ударах получить травмы пальцев рук и кисти в результате ударов о руль. Переломы предплечий и локтевых зон случаются в основном не при фронтальном, а боковом ударе, когда автомобиль опрокидывается. Такие же травмы характерны для пассажиров, выпавших из салона.

Сочетанные травмы

Механизм получения травмы

Хотя этот вид повреждений указан обособленно, серьёзные аварии практически всегда приводят к получению множественных травм, и в этом случае как раз и употребляется данный термин, изначально не несущий в себе никакой конкретики. ДТП, при которых пассажиров выбрасывает из автомобиля, не обходятся без сочетанных травм, их вероятность близка к максимуму при неиспользовании ремня безопасности.

Трудность диагностирования в таких случаях заключается в том, что пострадавший сможет описать только те повреждения, боль от которых самая сильная. То есть имеет место быть эффект поглощения – более слабые болевые ощущения отходят на второй план и практически не воспринимаются, хотя по степени тяжести и последствиям могут быть гораздо опаснее.

При сочетанных травмах резко возрастает вероятность получения болевого шока с потерей сознания. Опасность таких состояний заключается и в обильной кровопотере, на что нужно обращать внимание в первую очередь.

Авария может стать причиной травмирования любой части тела или нескольких сразу. Отличить вид повреждения можно визуально, но охарактеризовать его точнее сможет только специалист после обследования. Тем не менее и очевидец происшествия способен распознать вид травмы, чтобы помочь пострадавшему.

Черепно-мозговая

В ДТП очень часто страдает голова. Ведь при резкой остановке автомобиля человек резко наклоняется вперед, и может травмироваться о стекло, руль, Голова ничем не закреплена, поэтому ударяется о твердую поверхность, в результате чего возникает черепно-мозговая травма. Нанести ее может и поздно сработавшая подушка безопасности.

Пассажиры, сидящие на задних сиденьях, получают сотрясение или ушиб мозга ударом о передние кресла. Если столкновение боковое, голова бьется о стойку авто или дверь. Распознать черепно-мозговую травму можно по ране на лбу или темени, затылке, разбитому лицу. Если она тяжелая, возможно истечение жидкости из ушей, носа, видимый перелом костей черепа. Свидетельствует об ударе головой треснувшее стекло машины.

Наиболее тяжелые черепно-мозговые травмы бывают у тех, кто не пристегнулся ремнем. Еще один фактор получения такого повреждения – высокая скорость авто, его падение с большой высоты.

Позвоночник и ребра

Механизм получения травмы

Резкая остановка автомобиля способна привести к вывиху либо перелому позвоночника. Особенно часто страдает шейный отдел. Голова резко наклоняется вниз, потом ее сразу отбрасывает назад, что и становится причиной травмы. Больше рискуют те, кто сидит с согнутой спиной и плохо отрегулированным подголовником.

Методика судебно-медицинской оценки повреждений:

  1. Установить свойства травмирующего предмета и механизм

    его действия по отношению к каждому повреждению в отдельности.

  2. Сгруппировать однотипные повреждения по свойствам причинивших их предметов и особенностей механизмов образования.
  3. Определить последовательность возникновения изучаемых групп повреждений, базируясь на давности и механизме их образования.
  4. Сформулировать суждение о возможных фазах транспортной травмы применительно к комплексам (группам) повреждений, выделенным на предыдущих этапах оценки.
  5. Сформулировать суждение о возможном виде транспортной травмы, базируясь на результатах оценки повреждений, проведенной на предыдущих этапах анализа (последовательность и фазы).
  6. Определить возможность или невозможность возникновения всех (без исключения) повреждений, обнаруженных при экспертизе, в условиях автотранспортного происшествия, приведенных в постановлении.

При определении места приложения травмирующей силы (место первичного удара) и
её направления действия можно руководствоваться следующими признаками.

При ударе пешехода частями автомобиля:

  • локализация и конфигурация следов-отпечатков от деталей
    транспортного средства на слоях одежды и теле пострадавшего;

  • локализация дырчатых, терассовидных переломов на черепе;

  • характер переломов костей основания черепа;

  • особенности противоударных повреждений головного мозга;

  • взаимное расположение признаков действия сил растяжения и сжатия на кости;

  • смещение в направлении удара костных осколков и центральных отломков трубчатых костей конечностей;

  • особенности переломов костей таза в области вертлужной впадины, остистых отростков позвонков, лопаток;

  • локализация прямых и непрямых переломов (рёбер, таза);

  • характер повреждений связочного аппарата (кровоизлияния, разрывы) внутренних органов;

  • следы-наложения смазочных материалов, пыли, частиц краски, осколков стекла и др. частей и деталей машины;

  • вдавления на одежде и уплощения волокон тканей;

  • направление углообразных разрывов ткани;

  • следы скольжения на обуви и направление её деформации.

При переезде колёсами автомобиля такими признаками будут:

  • статические и динамические следы от протектора;
  • отпечатки деталей ходовой части машины;
  • множественные пераллельные разрывы эпидермиса;
  • направление смещения остистых отростков;
  • козырькообразные выступы кортикального слоя костей в местах их переломов при переезде;
  • переломы лопаток.
  • направление выдавливания вещества головного мозга и перемещение внутренних органов;
  • участки образования складок и заглаживаний на одежде.

Для решения вопроса об установлении конкретного транспортного средства,
причинившего повреждения, могут оказаться полезными следующие следы, выявляемые на теле пострадавшего или его одежде:

  • наложения частиц краски автомобиля;
  • осколки стёкол;
  • следы-отпечатки деталей автомобиля на теле и одежде, имеющие характерную форму (например, детали бампера, гайки, болты, украшения и др.);
  • рисунок протектора, в том числе его боковой поверхности;
  • ширина колеса автомобиля, которая может быть установлена по: а) ширине участка многооскольчатого перелома трубчатых костей; б) ширине осаднения на коже; в) ширине участка наложения эпидермиса на внутренней поверхности белья пострадавшего;
  • следы-отпечатки, наложения, и отслоения, найденным на самом автомобиле.

Для ориентировочного суждения о силе (энергии) травмирующего воздействия (удара) можно использовать следующие признаки:

  • особенности поперечно-оскольчатых переломов костей нижних конечностей ("бампер-переломов");
  • особенности переломов рёбер;
  • степень повреждений внутренних органов от сотрясения;
  • наличие и характер переломов черепа и таза (минимальная нагрузка на череп, приводящая к переломам ── 426 кг, на таз ── 1000 кг);
  • множественность и тяжесть повреждений;
  • следующие расчётные формулы, рекомендованные В.К.Стешицем (1976):

2F = 0 ─────── 2 ;

  •  F - сила удара, кг;
  • S - расстояние отбрасывания тела потерпевшего, м.
  • M - масса, кг;
  • V - скорость автомобиля, м/с;

2G V 42

травмы при ДТП

2F= К ────── ;

где: К= m1 / (m1   m2);

  • m1 - масса пешехода, кг с 52 0/м;
  • m2 - масса автомобиля;
  • V2 - скорость авто км/ч
  • G - масса авто в кг;

7/ 0 Х

V = V 4o 0 7/ 0 1 - ── ;

7? 0 S

  • V - скорость автомобиля в момент наезда на участке тормозного пути, м/с;
  • V 40 0 - начальная (до торможения) скорость движения автомобиля, м/с;
  • Х - длина участка от начала торможения до потерпевшего, м;
  • S - длина всего тормозного пути, м;

Виды повреждений при ДТП, получаемых водителем и пассажирами

Степень тяжести полученных при аварии повреждений – первостепенный фактор. От правильной идентификации, насколько сильную травму получил пострадавший, во многом зависит возможность спасти его и при этом свести к минимуму отрицательные последствия ДТП (например, получение инвалидности).

Степень тяжести полученных травм Основные признаки Последствия для здоровья
Лёгкие Вероятность полного восстановления здоровья – более 95% Утрата трудоспособности в долгосрочной перспективе не превышает 5%. Период нетрудоспособности длится не более 21 дня
Средней тяжести Угроза летального исхода отсутствует, вероятность полного восстановления здоровья превышает 70% Перманентная утрата трудоспособности до 30%. Время, необходимое для восстановления здоровья, превышает 21 день.
Тяжёлые Существует угроза для жизни, тяжёлые последствия полученных травм Потеря зрения, слуха, полная немота. Потеря одного из органов или стойкая потеря его функциональности. Обезображивание лица, потеря детородных функций. Патологически тяжёлые перманентные состояния.
Предлагаем ознакомиться  Получение справки о несудимости и срок действия

В более чем 70% случаев летальный исход при ДТП является следствием несвоевременного или неквалифицированного оказания первой помощи пострадавшему.

повреждения позвоночника при ДТП

Очевидцы аварии, другие водители и пассажиры, а также не пострадавшие в ДТП обязаны проявить гражданскую позицию, заключающуюся в принятии следующих мер:

  • оказании экстренной помощи травмированным (извлечение из транспортного средства, оказание неотложных мере при наличии угрозы для жизни);
  • вызове бригады скорой помощи;
  • предоставлении своего транспорта или оказание помощи для транспортировки пострадавших в ближайшее медучреждение.
Помощь пострадавшим
Оказание первой помощи пострадавшим в результате ДТП

Примерный алгоритм оказания экстренной помощи, направленной на минимизацию последствий для организма травмированного, выглядит следующим образом:

  • в первую очередь нужно исключить факторы, оказывающие травмирующее воздействие на участника ДТП (вытащить из автомобиля, если это невозможно – постараться освободить сдавленные части тела, оттащить пострадавших от горящего транспортного средства);
  • если раненный находится в критическом состоянии, поддержать до приезда врачей функционирование жизненно важных органов (сердца, лёгких);
  • по прибытии медиков по возможности в краткой форме описать состояние травмированного;
  • если квалифицированная врачебная помощь в ближайшее время не может быть оказана – самостоятельно транспортировать потерпевшего в ближайшее медучреждение.

Отметим, что далеко не всегда свидетели аварии в состоянии принимать адекватные решения. Если вы запаниковали, и взять себя в руки не получается, лучше воздержаться от оказания первой помощи, пусть это сделают другие.

Алгоритм оказания неотложной помощи при авариях:

  • при наличии обильного кровотечения принять меры для его остановки;
  • определить наличие дыхания у травмированного, в случае отсутствия приступить к искусственной вентиляции лёгких или до приезда медиков, или до восстановления дыхательной функции;
  • одновременно с дыханием проверяется наличие пульса. При отсутствии сердцебиения производится непрямой массаж сердечной мышцы до приезда квалифицированной медпомощи;
  • если при осмотре обнаружены признаки переломов – наложить шину (зафиксировать конечность) с помощью подручных материалов;
  • выполнить обработку ран, крайне желательно – с их дезинфекцией;
  • минимизировать усиление болевых ощущений пострадавшего при оказании неотложной помощи.

А теперь приступим к более детальному рассмотрению классификации травм, полученных при ДТП.

Лёгкие травмы

К этой категории относятся повреждения, последствия которых проходят на протяжении трёх недель, при этом потеря трудоспособности, выраженная в процентах, не превышает 5. Как правило, уже на основании осмотра лёгких травм можно сделать вывод, что они не станут причиной возникновения негативных необратимых последствий для организма.

Отнесение повреждений к данной категории возможно при наличии двух условий:

  • длительность пребывания на больничном листе превышает три недели;
  • в результате полученных повреждений зафиксирована утрата трудоспособности на 30% или менее.

Несмотря на наличие перманентных последствий для здоровья участника ДТП, угроз для жизни при получении таких травм нет, а восстановление утраченных функций будет наблюдаться в пропорциях, превышающих 70%. К таким травмам относят множественные переломы, обширные повреждения мягких тканей, потеря слуха одним ухом, потеря пальца нижней/верхней конечности. Возможно получение инвалидности без утраты трудоспособности, но в общем случае оценка состояния пострадавшего производится экспертной комиссией.

Транспортировка
Транспортировка пострадавших при травме позвоночника

Тяжёлые травмы

Повреждения, полученные при ДТП, считаются тяжёлыми, если их долговременные последствия будут тяжёлыми или необратимыми, или если они представляют непосредственную угрозу для жизни. Перечень таких травм представлен в Приказе Минздрава № 194, утверждённом 24 апреля 2008 г. В частности, к тяжёлым травмам относятся следующие патологические состояния:

  • ранения головы, не задевающие головной мозг;
  • переломы костей черепа;
  • травмы шеи, приводящие к дисфункции глотки, гортани, щитовидной железы, трахеи, частично – пищевода;
  • травмы спинного мозга;
  • переломы/смещения позвоночника;
  • переломы рёбер с последствиями в виде повреждения внутренних органов;
  • травмы тазовой области;
  • проникающие раны брюшной полости;
  • повреждения, затрагивающие половые органы (внешние и внутренние);
  • потеря органа, полная или частичная утрата функциональности;
  • сепсис;
  • состояние комы.

Этот неполный список приведён для примера, перечень тяжёлых травм намного обширнее. Мы его не приводим, поскольку он содержит медицинские термины, которые рядовой гражданин вряд ли в состоянии правильно интерпретировать. В большинстве случаев такие повреждение приводят к инвалидности с утратой трудоспособности. Степень тяжести, как и в предыдущем случае, определяется судмедэкспертизой.

Легкая

Легкими считаются повреждения, которые проходят за период до 21 дня и не вызывают потери трудоспособности больше, чем на 5%. Обычно при них можно заранее определить, что пострадавший восстановится, и негативных последствий для его здоровья не возникнет. К легким, относят, например, несложные вывихи, переломы 1 — 2 ребер, разрывы связок, синдром сдавления (если оно не вызвало сильных нарушений функций организма).

Средняя

Вред здоровью средней тяжести квалифицируется по двум признакам:

  • у человека зафиксировано нарушение работы органов или систем продолжительностью до 21 дня;
  • его трудоспособность утрачена не более чем на 30%.

Подобное бывает при повреждениях, не угрожающих жизни. А степень восстановления можно спрогнозировать, она будет от 70% и выше. Это, например, переломы трех ребер, травмы мягких тканей, утрата пальца на руке или ноге, снижение слуха на одно ухо. Но вообще степень тяжести должна оценивать экспертная комиссия.

Тяжелая

Тяжкий урон здоровью наносят травмы, представляющие угрозу для жизни, или вызывающие серьезные последствия. Их список более обширен, чем при средней степени. Он есть в Приказе Минздрава РФ № 194н от 24.04.2008 г. Это, например:

  • раны головы, в том числе при сохранении в неприкосновенности мозга;
  • травмы черепа и переломы;
  • повреждения шеи, затрагивающие гортань, глотку, пищевод, трахею, щитовидку;
  • перелом позвоночника;
  • ушиб спинного мозга;
  • раны грудной клетки с повреждением внутренних органов или без него;
  • проникающие травмы живота;
  • раны таза;
  • повреждения внутренних половых органов;
  • кома, сепсис;
  • потеря какого-либо органа или утрата его функций.

Список серьезнейших травм гораздо обширнее. Но устанавливать, что это именно тяжкая степень, тоже должна судмедэкспертиза.

Вывих ребра: симптомы, первая помощь и лечение

Травме ребра, по МКБ 10, присвоен код S20. Травма рассматривается в контексте ушибов области грудной клетки.

Причины

Такое состояние возникает в следующих случаях:

  • падение,
  • мощный удар в область груди (например, в случае аварий, катастроф),
  • сдавливание ребер (при защемлении верхней части тела дверью),
  • спортивные травмы,
  • производственные повреждения целостности скелета, риск которых повышается при несоблюдении техники безопасности.

Травма может возникнуть как с синяком в области поврежденного места, так и без него.

Каркас ребер выполняет важнейшую функцию, защищая внутренние органы (легкие, сердце) от возможного нарушения их целостности.

В межреберных пространствах находятся крупные и средние сосуды, которые при ударе повреждаются. Это приводит к образованию гематомы или отека мягких тканей.

Если удар привел к появлению трещины ребра, то полного разрушения каркаса не происходит, но это усиливает выраженность болевого синдрома и отека.

Причины возникновения травмы ребер могут быть различными. Чтобы не допустить развития серьезных осложнений, необходимо вовремя распознать признаки ушиба ребра и сразу же обратиться за медицинской помощью.

При повреждении подобного характера возникают такие проявления, как:

  • ограничение подвижности грудной клетки,
  • отек мягких тканей,
  • пощелкивание или хруст при вдохе и выдохе. В таком случае можно заподозрить либо трещину, либо перелом ребра,
  • боль. Особенность боли при ушибе ребер — усиление интенсивности при движениях, нагрузках, дыхательных движениях, поворотах в стороны,
  • внутренние кровоизлияния, гематомы разных форм и размеров.

Ушиб ребра без синяка можно отличить от перелома таким образом: если, при накладывании обеих ладоней на боковые поверхности грудной клетки и оказании аккуратного сдавливания на область ребер, отсутствует усиление боли, то перелом исключается.

Если ушиб ребра осложняется травмой легкого, то это может спровоцировать внутреннее кровотечение. При этом пораженный орган не принимает участия в дыхательном процессе, поэтому состояние пострадавшего резко ухудшается.

Если в области повреждения развивается воспалительный процесс, то повышается температура тела.

Первая помощь

При ушибе ребер важно своевременно оказать помощь пострадавшему. Необходимо:

  • тщательно осмотреть поврежденную область. Заподозрить перелом поможет выпирание элементов ребра под кожу, вмятины или выраженные выпуклости в области грудной клетки,
  • обеспечить полный покой пострадавшего,
  • приложить к месту травмы с гематомой или припухлостью холод (лед, бутылка с хорошо охлажденной жидкостью),
  • дать сильнодействующий обезболивающий препарат для снижения выраженности болевого синдрома (Диклофенак).

При сильном ушибе необходимо как можно быстрее вызвать бригаду скорой помощи и постараться как можно меньше перемещать пострадавшего: вполне вероятен перелом ребер, при котором любое движение может усугубить текущую ситуацию.

Диагностика

Диагностика и назначение лечения при повреждении структур грудной клетки находятся в компетенции ортопеда-травматолога.

Чтобы определить, сломано ли ребро или наблюдается ушиб без нарушения целостности структур, назначают следующие исследования:

  • рентгенография области груди. Это – информативный метод, который поможет установить, что имеет место – перелом ребра или ушиб,
  • МРТ легких для определения очагов мелких кровоизлияний,
  • осмотр и консультации кардиолога, грудного хирурга или пульмонолога. Это необходимо для определения нарушений сердечной деятельности.
Предлагаем ознакомиться  Сколько процентов на содержание жены

Обратите внимание! Оценить, какого рода травма имеет место – перелом или ушиб ребра – может только специалист. Самостоятельно определить это достоверно невозможно.

Способы лечения

Лечение ушиба ребер, как и его длительность, зависит от степени повреждения. Если повреждение незначительно, уже через 2-3 недели пострадавший может вернуться к привычному образу жизни. В случае трещины ребра или его перелома лечение и реабилитация занимают гораздо больше времени.

При не осложненном ушибе ребра лечение включает следующие элементы:

  • прием болеутоляющих препаратов, которые не только подавляют болевой синдром, но и останавливают развитие воспалительного процесса (Ибупрофен, Аспирин). При выраженном болевом синдроме показан прием сильнодействующих анальгетиков, которые следует использовать только по назначению и под контролем врача,
  • применение мазей при ушибе ребер, которые снимают отечность тканей и дают эффект обезболивания (Финалгель, Вольтарен, Лиотон),
  • прием отхаркивающих лекарственных средств (Бромгексин),
  • использование лекарств-спазмолитиков, которые не только устраняют спазм, но и препятствуют развитию застойных явлений (Эуфиллин),
  • использование кремов и мазей при наличии гематомы, которые способствуют рассасыванию сгустков крови под кожей (Гирудалгон, гепариновая мазь).

Когда острый период проходит, пострадавшему назначают сеансы физиотерапевтических процедур. При ушибах ребер эти способы лечения ускоряют процесс восстановления поврежденных мягких тканей, улучшают общее состояние пациента, возвращают привычную двигательную активность поврежденным структурам.

Для ускорения заживления показаны такие физиопроцедуры, как:

  • электрофорез,
  • ультравысокочастотная терапия,
  • лечебная физкультура,
  • тепловые процедуры (синяя лампа, прогревание ушибленных участков солью),
  • лечебный массаж.

травмы при ДТП

При ушибах ребер также можно пользоваться народными средствами лечения, но следует учитывать, что они не заменяют основного курса лечения и могут применяться только как дополнительные средства.

Чтобы правильно лечить ушиб ребер, необходимо получить консультацию врача. Если специалист считает возможным проводить лечение в домашних условиях, он рекомендует пострадавшему следующее:

  • прикладывать к месту ушиба холод. С этой целью можно использовать лед или смоченное в холодной воде полотенце,
  • соблюдать постельный режим в течение нескольких дней,
  • зафиксировать поврежденную область с помощью повязки из бинтов,
  • принимать нестероидные противовоспалительные средства (Диклофенак, Мелоксикам).

Если ушиб сопровождается повышением температуры тела, а обезболить неприятные ощущения не удается, необходимо срочно обратиться в медицинское учреждение.

Обычно народные средства лечения от ушиба ребер рекомендуют на этапах восстановления, а также при легких травмах.

К народным средствам терапии относят:

  • компресс на основе капустного листа. Свежие листья овоща нужно обмыть и наложить на место ушиба, зафиксировать бинтом. Менять компресс несколько раз в сутки,
  • компрессы из подорожника. Свежее сырье изрубить, полученную кашицу прикладывать к ушибленным местам. Каждый компресс выдерживать в течение часа, затем прикладывать новый,
  • примочки из уксуса. При лечении ушиба ребер в домашних условиях можно приготовить такой состав: смешать по столовой ложке уксуса, растительного масла, прокипяченной воды. В полученной жидкости обмакивать ткань и прикладывать к месту ушиба,
  • компресс с листьями алоэ. Необходимо взять несколько листьев растения, измельчить, смешать с несколькими столовыми ложками натурального меда. Средством следует мазать поврежденные участки трижды в сутки,
  • отвар календулы. Сырье в свежем или сухом виде нужно залить кипятком, дать настояться, затем процедить. Использовать готовое средство либо для приема внутрь, либо в качестве основы для компресса,
  • отвар ромашки и багульника. Для приготовления средства взять в равных частях сырье, залить 200 мл кипятка, оставить для того, чтобы растительный отвар настоялся. Таким составом необходимо растирать пораженные места,
  • настойка из чеснока. Еще одно средство от ушибов готовят следующим образом: берут 2 головки чеснока, измельчают их, заливают 0,5 л натурального яблочного уксуса (6%). Это средство должно настояться в течение недели в темном месте. Настойку нужно втирать в место ушиба дважды в день.

Обратите внимание! Методы лечения, которые применяются самостоятельно, должны контролироваться лечащим врачом.

травмы после дтп

Часто пострадавших интересует вопрос: сколько болит ушиб? Это зависит от индивидуальных особенностей организма, степени повреждения, наличия сопутствующих осложнений. Если ушиб ребер не осложненный, процесс лечения занимает не более месяца. В более тяжелых случаях он может продолжаться около полугода.

Реабилитация

После проведенного курса лечения пациент должен пройти реабилитационный период.

После ушиба важно соблюдать диету, которая способствует укреплению костных структур. В рацион следует включить такие продукты, как:

  • кунжутное масло,
  • продукты с содержанием молока (особенно полезен творог),
  • овощи и фрукты в свежем виде,
  • рыба,
  • цельнозерновой хлеб.

Восстановление после ушиба или образования трещины ребра обязательно включает специальные упражнения для разрабатывания поврежденных структур. Так как лечение предполагает длительный постельный режим, необходимо восстанавливать подвижность ребер после ушиба.

Полезно выполнение дыхательной гимнастики, упражнений из комплекса ЛФК. Полезно плавание, которое восстанавливает мышцы спины и грудной клетки.

В результате травмирования ребер могут возникать различные осложнения, к которым необходимо отнести следующие:

  • посттравматическая пневмония (воспаление легких). Такая патология развивается из-за нарушения дыхательного процесса, в результате чего легкие вентилируются гораздо хуже, поэтому в них возникают застойные явления,
  • ушиб легкого. Заподозрить такое отклонение можно по частой одышке, появлению синих пятен в области ушиба. Такая травма требует немедленного вмешательства специалистов,
  • перелом ребер.

Сильный ушиб ребра обязательно следует лечить в медицинском учреждении, поскольку он чреват серьезными осложнениями. Прежде всего, необходимо убедиться в том, что не произошел перелом, а также повреждение легкого костными отломками. Лечение ушиба должно быть комплексным, а период реабилитации – полноценным.

Ребра выполняют важные функции в организме человека – во-первых, они защищают важные органы, во-вторых, участвуют в дыхании. Довольно распространенными повреждениями являются вывихи и переломы ребер. Вывих ребра чаще всего называют ушибом, поскольку хрящевое соединение ребер с позвоночником и грудиной не является суставным, по сравнению с тем же копчиком.

ЛИТЕРАТУРА

а) Использованная при подготовке лекции:

  1. Солохин А.А. Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы. ─ М., 1968.
  2. Матышев А.А. Распознавание основных видов автомобильной травмы. ── Л., 1969.
  3. Заславский Г.И. Соотношение следов и повреждений на одежде при автомобильной травме. Автореферат дисс... канд. мед. наук. ── Л., 1972. ─ 16 с.
  4. Авдеев М.И. Судебно-медицинская экспертиза трупа. ─ М., 1976.
  5. Лабораторные и специальные методы исследования в судебной медицине. Под ред. В.И.Пашковой и В.В.Томилина. ── М., 1975.
  6. Загрядская А.П. Судебно-медицинское определение механизма транспортной травмы. ─ Горький, 1976.
  7. Рахимов А.Р., Смирнов В.Ф. Некоторые вопросы судебно-медицинской экспертизы несмертельной автомобильной травмы. ─ Ташкент, 1976.
  8. Стешиц В.К. Судебно-медицинская экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях. ─ Минск, 1976.
  9. Правила работы врача-специалиста в области СМ при наружном осмотре трупа на месте его обнаружения (происшествия). ─ М., 1978.
  10. Ардашкин А.П. О ложных бампер-переломах // Судебно-медицинская экспертиза. ─ 1984, N 4. ─ Т. 27. ─ С. 23-24.
  11. Поль Клаус Дитер. Естественно-научная криминалистика. Перевод с немецкого. - М., 1985.
  12. Осмотр трупа на месте его обнаружения (руководство для врачей). Под ред. Матышева А.А. - Л., 1989.
  13. Винокурова С.Е. Диагностика и экспертные критерии травмы от переезда
    колесом в случаях автодорожных происшествий. Автореф. докт.мед.наук. - М., 1995. - 50 с.
  14. Крюков В.Н. Основы механо- и морфогенеза переломов. ── М., 1995.

Первая помощь

б) Рекомендуемая слушателям и курсантам для подготовки по теме лекции:

  1. Материалы данной лекции.
  2. Матышев А.А. Распознавание основных видов автомобильной травмы. ── Л., 1969.
  3. Осмотр трупа на месте его обнаружения (руководство для врачей). Под ред. Матышева А.А. - Л., 1989.

Наглядные пособия:

  1. Таблицы:
    "Классификация транспортного травматизма"
    "Классификация автомобильной травмы"
  2. Комплект диапозитивов:
    "Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы"
  3. Короткометражный кинофильм:
    "Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы"
  4. Диапроектор типа "Протон"
  5. Стационарная кинопроекционная установка (демонстрация кино- фильма обеспечивается киномехаником в помещении кинофотолаборатории)

Профессорполковник медицинской службы

Исаков В.Д.

Какие повреждения наиболее вероятны при разных видах ДТП

Первую помощь следует оказывать, только зная характер травмы. По типу аварии и внешним признакам пострадавшего можно определить и вид повреждения:

  • Если было лобовое столкновение, чаще страдают голова, шейный отдел позвоночника, гортань. Можно также ожидать повреждения органов дыхания и ребер, травм селезенки, печени, диафрагмы. Если разбита приборная панель, вероятны также ушибы и переломы бедер, костей таза, коленей.
  • При боковом столкновении скорее возникнут травмы головы в соответствующей стороне, шейного отдела позвоночника. Вероятны переломы плечевой кости и ключицы. В целом травмы схожи с тем, что бывает при лобовом столкновении, но приходятся они на одну из сторон тела.
  • При наезде сзади скорее травмируются позвоночник и голова. Возможны также переломы рук и ног, ребер. Нельзя исключать повреждения органов брюшной полости и малого таза.

Квалификация травм, полученных в ДТП, имеет значение не только для оказания медицинской помощи. От этого зависит и размер компенсации ущерба здоровью.

Возмещение, кстати, можно получить не только от страховщика, но и виновника происшествия, если подать гражданский иск.

, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector