Юриспруденция
Назад

Характеристика неблагополучной семьи для опеки: образец, роль органов опеки

Опубликовано: 17.03.2020
Время на чтение: 6 мин
0
2

Что должно быть в характеристике

Конкретных требований к документу, закрепленных на уровне нормативных правовых актов, не имеется. Для объективной и всесторонней подачи материала, необходимо указать следующие позиции.

  • Сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст или дата рождения, место жительства)
  • Отношение к образовательному процессу – усердность, внимательность, исполнительность, трудолюбие (либо отсутствие этих качеств или части из них).
  • Участие в школьных мероприятиях. Исполнение общественных поручений. Степень активности позиции и заинтересованности во внеклассной работе.
  • Поведенческие характеристики – темперамент, агрессивность или миролюбие, готовность взаимодействия с другими ребятами, самооценка.
  • Взаимоотношения в опекунской семье: степень участия опекуна в жизни ребенка, уровень доверия между членами семьи.

Характеристика на опекаемого ученика подписывается директором школы и классным руководителем.

Действующее законодательство не предполагает четкого образца характеристики на семью воспитанника детского сада в органы опеки. Но имеется ряд пунктов, которые должны быть освещены в таком документе:

  1. Анкетные данные родителя. К ним относится ФИО, дата и год рождения, род занятий.
  2. Состояние здоровья. Учитываются только те заболевания, которые могут оказывать влияние на отношения в семье и дееспособность родителя.
  3. Материальная обеспеченность. Оценивается общее материальное состояние семьи, учитывается наличие постоянных доходов.
  4. Даются описания методов воспитания, особенностей характера и прочих нюансов, которые могут влиять на атмосферу в семье.

Характеристика должна в общих чертах отражать то, каким образом манера общения и род деятельности родителя способны повлиять  на развитие ребенка. В конце документа пишется вывод относительно полноты, благополучия и материальной обеспеченности семьи.

Относительно этих данных, семью можно отнести к одной из следующих категорий:

  1. По составу она может быть полной или неполной. Здесь необходимо пояснить причину отсутствия одного из родителей и написать, поддерживает ли он связь с ребенком.
  2. Социальная устойчивость. Определяется воспитательным потенциалом, который может быть как благополучным, так и неблагополучным. В последнем случае необходимо указать причины такого явления.
  3. Материальная обеспеченность. Уровень дохода варьируется по трем показателям: низкий, средний или высокий. Желательно указать сферу деятельности каждого из родителей и его роль в финансовом благополучии семьи.
  4. Относительно типа взаимоотношений семья может быть гармоничной, неустойчивой или конфликтной. Необходимо аргументировать свою точку зрения, приведя несколько примеров.

Психотип родителя

Большинство образцов заполнения документа содержат данный пункт, где описываются психологические черты мам и пап, которые способны отрицательно или положительно отразиться на состоянии ребенка. Сюда относятся:

  • манера общения (демократизм, авторитарность или либеральность);
  • моральные ценности;
  • возможность обеспечить ребенку моральную поддержку, чуткость и заинтересованность в его проблемах;
  • особенности действия при возникновении конфликтных ситуаций;
  • общие сведения о характере человека.

Задачей психологической характеристики является определение эмоционального комфорта ребенка при общении с родителями. Важно выявить, какой пример они подают малышу своим поведением и прививают ли ему общечеловеческие ценности.

Предлагаем ознакомиться  Сколько можно жить без прописки в паспорте после выписки гражданину РФ: кто может проживать без регистрации в России?

Характеристики на учеников средней и старшей школы

С учетом изложенных рекомендаций характеристика на опекаемого ученика может быть представлена в следующем формате.

Характеристика на опекаемого ребенка старших классов должна содержать сведения о предпочтениях ребенка в том или виде дисциплин.

В случае, если ребенок, перейдя под опеку усилил свои позиции, в характеристике это необходимо отразить

Характеристика опекаемого ученика — документ, в котором в свободной форме подается информация о ребенке с места учебы. Дети, находящиеся под опекой, относятся к особой категории учащихся, требующие внимания и контроля.

Результаты наблюдений за состоянием их здоровья, успеваемости, достижений в классной и внешкольной жизни, обследование жилищных условий находят отражение в психолого-педагогической характеристике опекаемого ребенка. Данные обновляются ежегодно. Для так называемых социальных сирот возникает необходимость написания дополнительной характеристики на ученика в органы опеки и попечительства с рекомендацией на оформление опеки либо в суд в случае лишения или ограничения родительских прав.

Неблагополучной можно считать семью, которая не справляется со своими обязательствами по содержанию и воспитанию ребенка. Условия для воспитания детей в такой семье неблагоприятные, а отношения разбалансированы.

Дисгармонии в отношениях может означать:

  • Отсутствие присмотра за несовершеннолетним, его беспризорность. У ребенка не удовлетворены базовые потребности в питании, одежде, большая часть времени проводится вне дома. Не сформированы поведенческие навыки, отсутствует эмоциональная поддержка от родителей.
  • Эмоциональную отверженность. Элементы воспитания и заботы в такой семье присутствуют, ребенок накормлен, одет, имеет место для игр и отдыха. Однако мать и отец не проявляют заинтересованности в  его душевном и психологическом состоянии. Малыш чувствует себя не нужным, не интересным, тяжкой ношей, до которой никому нет дела. Такое отношение свойственно для ситуаций нежелательной беременности.
  • Крайняя и самая тяжелая форма — насилие в семье – физическое или психологическое. Мать и (или)отец вымещают на ребенке агрессию из-за собственных неудач. Психика малыша в таких случаях страдает непоправимо, существует реальная угроза его жизни и здоровью.

Возможны ситуации, когда отношение к ребенку приемлемое, но родители постоянно выясняют отношения между собой посредством конфликтов, драк, угроз. В надлежащем воспитании допускаются серьезные ошибки.

Неблагополучные семьи по формальным, «видимым» признакам можно разделить на две условные категории:

  1. Явно имеющие проблемы, обусловленные низким социальным статусом родителей, их алкоголизацией, уровнем дохода ниже прожиточного минимума.
  2. Со скрытой формой не благополучия. Это семьи, которые внешне, формально считаются респектабельными и на социальном уровне производят очень благоприятное впечатление. Однако внутри происходят вещи, которые явно противоречат общечеловеческим ценностям и нормам морали.

Закрепление за семьей статуса неблагополучной способно повлечь за собой негативные последствия. С другой стороны, нельзя не «доглядеть», недооценить рисков нахождения для ребенка  в социально опасной ситуации. Поэтому к оценке в каждом случае следует подходить объективно и всесторонне.

Психологическая обстановка и отсутствие надлежащего ухода в неблагополучной семье негативно отражаются на физическом и душевном состоянии ребенка.

Здоровье

Основными заболевания, развивающимися на фоне перманентного стресса, являются:

  • болезни центральной нервной системы;
  • патологии желудочно-кишечного тракта;
  • заболевания дыхательной системы, астматические расстройства;
  • сердечно-сосудистая недостаточность.
Предлагаем ознакомиться  Требуют выкуп за просмотр порно — что делать?

Ребятишки в таких семьях чаще остальных страдают простудными и вирусными заболеваниями на фоне сниженного иммунитета, обусловленного плохим питанием и недосыпанием.

Негативные взаимоотношения в семье наносят непоправимый вред психическому и интеллектуальному состоянию ребенка.

Такие дети растут в уверенности враждебности окружающего мира, они не чувствует себя защищенными. При этом навыки позитивного общения не развиты, ребенок не в состоянии поделиться своими переживаниями с другими детьми или педагогами.

Душевная боль и пустота часто приводят таких ребят в криминогенные группы, стремление проводить много времени вне домаобуславливает принятие алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ.

Опытным учителем или воспитателем   дети с патологиями в развитии распознаются по следующим признакам:

  • агрессия по отношении к окружающим, неприятие чужого мнения;
  • намеренно демонстративное поведение для привлечения внимания;
  • замкнутость, настороженность, нежелание идти на контакт;
  • боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления;
  • депрессивные состояния, скорбное выражение лица;
  • повышенная тревожность, апатия;
  • отсутствие концентрации внимания, неусидчивость;
  • неуверенность в себе, неадекватная самооценка;
  • чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание;

Отсутствие присмотра и систематических занятий со стороны родителей ведут к отставанию умственного развития ребенка. Недостаток попечительства формирует особенности самооценки.  Такие детки не получают основ знаний, необходимых для дошколят.   У них слабо развиты (не привиты) навыки самообучения. Отсутствует привычка к дисциплине, обучению в целом.

Ситуация усугубляется психологическими проблемами и физиологическими патологиями.  В итого ребята из неблагополучных семей школьного возраста не справляются   с выполнением обучающих программ, им трудно воспринимать информацию. Отставание в умственном развитии становится очевидным, что еще больше занижает самооценку ребенка,  ведет к насмешкам со стороны других ребят и усилению замкнутости или агрессивности.

Выявление неблагополучной семьи является   сигналом для начала работы по ее социальной реабилитации с привлечением всех заинтересованных служб- органов опеки, образовательных, медицинских организаций, комиссий по делам несовершеннолетних.

Критерии оценки развития качеств личности

Для объективной оценки состояния ребенка следует руководствоваться критериями, определяющими степень развития того или иного качества личности.

  1. Трудоспособность.
    • Высокая — в течение всего учебного дня сохраняется способность дня утрачивает способность воспринимать материал.
  2. Способность к самостоятельному мышлению
    • Высокая — ученик анализирует преподаваемый материал, выделяет проблему, готов к обсуждению и выдвижению версий.
    • Средняя — пути решения проблемы ищет по аналогии с имевшими ранее место ситуациями, но самостоятельно.
    • Низкая — не в состоянии принимать самостоятельные решения, обращается за помощью к учителям и другим ребятам.
  3. Самоконтроль.
    • Высокая — опекаемый не требует контроля со стороны взрослый, ответственно подходит к подготовке домашних заданий, без напоминаний изучает и пересказывает заданный материал.
    • Средняя — может потребоваться однократное напоминание о необходимости занятий, выполнения заданий, что в целом на процессе обучения не сказывается.
    • Низкая — самоконтроль отсутствует.
    • к восприятию материала.
    • Средняя — информация усваивается хорошо, но в конце дня наступает утомляемость.
    • Низкая — ребенок утомляется быстро, проявляет вялость, в середине учебного
  4. Скорость усвоения материала и исполнения заданий.
    • Высокая — обучается по предлагаемой программе в хорошем темпе, быстро «схватывает» материал.
    • Средняя — скорость обучения в рамках нормы, не выделяется из класса.
    • Низкая — требуется более длительное, чем другим ученикам время на подготовку заданий.
  5. Способность выделения главного в материале
    • Высокая — умеет вычленить основную мысль, опустить второстепенные детали. Способен к анализу, выводам.
    • Средняя – имеет проблемы с аналитикой, резюмированием, что на процессе получения знаний в целом не сказывается.
    • Низкая — способность выделения сути материала отсутствует.
Предлагаем ознакомиться  Шаблоны заявлений для приема в школу

Примерный шаблон характеристики опекаемого ученика

  • Личные данные.
  • Отношение к учебе: ответственный, старательный, усидчивый, трудолюбивый, пассивный к учебе, внимательный ученик. Учится в полную меру своих сил, нуждается в постоянном контроле, плохо, не проявляет интереса к учебе.
  • Участие в жизни школы. Поведение, характер. К выполнению общественных поручений относится добросовестно/уклоняется. В поведении скромный, веселый, уравновешенный, меланхоличный, поддается чужому влиянию. Требования учителей (выполняет, игнорирует, имеет нарушения дисциплины). В общении со сверстниками (доброжелательный, нервный, готов прийти на помощь, замкнутый, агрессивный).
  • Взаимоотношения в семье (доверительные, доброжелательные, пренебрежительные).

Характеристика Петрова Николая Ивановича ____ года рождения, ученика _____класса, средней школы _________.

Петров Николай обучается в школе с 1 класса. Ребенок здоровый, активный, но особого интереса к учебе не проявляет. На уроках неусидчив, часто отвлекается. При этом имеет хорошую зрительную память, умеет логически мыслить. 

В жизни класса принимает активное участие, берется за любое поручение, к обязанностям относится добросовестно. Имеет много друзей, среди них пользуется авторитетом, но иногда нарушает дисциплину. Со стороны учителей требует постоянного внимания.

Петров Николай находится с _____ года под опекой бабушки Ивановой К.С. Клавдия Семеновна уделяет надлежащее внимание воспитанию внука, но Николай часто пренебрегает заботой своей бабушки. 

Для полноценной жизни опекаемого ученика созданы благоприятные жилищные условия, в доме всегда порядок, ученик обеспечен всем необходимым, выделена отдельная комната.

Кл. руководитель

Директор

Бойко Оксана Ивановна

Характеристика отстающего ученика

Описывая ученика, не справляющегося с программой, следует усилить акценты на особенности, мешающие усвоению знаний в полном объеме.

Примерный шаблон характеристики опекаемого ученика

Органы опеки и попечительства при выявлении случаев ненадлежащего воспитания и содержания ребенка в неблагополучной семье принимают меры к:

  • ее социализации;
  • оказанию материальной и психологической помощи;
  • трудоустройству родителей;
  • лечению родителей от зависимостей.

Если предлагаемая помощь не принимается либо ее действие оказывается не эффективным решается вопрос о лишении родителей прав (ограничении в них), либо изъятии ребенка и опасной ситуации и перемещения его под опеку.

Кл. руководитель

Директор

Характеристика на трудного ученика

Сведения о ребенке, не поддающемся социальной адаптации желательно сопровождать анализом причин поведения.

Характеристика для выпускника

Характеристика выпускника необходима не только для органов опеки и попечительства, но и направления опекаемого на обучение в профессиональных образовательных организациях.

При подготовке характеристики на детей под опекой следует помнить, что полнота отраженной в них информации послужит основанием для принятия решения о надлежащем исполнении опекунами своих обязанностей.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector