Юриспруденция
Назад

Электронная подпись (ЭЦП) для электронного правосудия и подачи в СУД

Опубликовано: 12.04.2020
Время на чтение: 4 мин
0
0

Какая подпись необходима

Для дистанционной работы в системе «Мой арбитр» и для электронного обращения в суд необходима усиленная квалифицированная электронная подпись арбитражного суда. Иные виды ЭЦП не принимаются т.к. не имеют юридической силы и не позволяют верифицировать личность заявителя.

Как получить ЭЦП

Электронную подпись для суда можно получить в любом аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ). Действует сертификат ЭЦП 12 месяцев, а по окончании периода подпись можно перевыпустить или продлить.

Для получения необходимо заполнить заявление на выпуск ЭЦП на сайте выбранного УЦ, подготовить список необходимых документов, оплатить услугу и принести оригиналы документов в офис. Обычно изготовление подписи занимает до 3 рабочих дней. За дополнительную плату почти все УЦ предоставляют возможность срочного выпуска сертификата ЭЦП.

Стоимость подписи зависит не только от статуса лица, но и от типа сертификата. Для физических лиц классическая подпись стоит в районе 1500-3000 рублей, для ИП и юридических лиц стоимость начинается от 3500 рублей. Цена включает:

  • круглосуточную техническую поддержку пользователя;
  • лицензию КриптоПро;
  • дубликат носителя подписи.

Иные услуги оплачиваются дополнительно.

Порядок электронного документооборота в судах

Пленум Верховного Суда РФ 28.12.2017 г. утвердил постановление под номером 57 об использовании  документов в электронном виде в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Постановление разъясняет положение об электронном правосудии, и содержит такие важные моменты, как:

  • подача документов в электронном виде;
  • порядок извещений судом;
  • порядок подготовки и рассмотрения дела с использованием электронного документа (ЭД);
  • выполнение судебных актов в форме ЭД;
  • направление судебных актов и т.д.

Отдельно в процессуальном кодексе упоминается о том, что суд может извещать по электронной почте о переносе судебного заседания или о начале нового процесса. Электронное извещение возможно, если клиент выразил согласие, указав в тексте обращения в суд действующую электронную почту или заполнив соответствующую форму на официальном портале судебной организации.

Также в постановлении говорится о двух вариантах разрешенного обращения в суд. Первый — электронный образ или отсканированная копия бумажного документа. Второй —  подписанный квалифицированной подписью (КЭП) документ в электронном формате.

Отправка сообщения в суд общей юрисдикции

Правила подачи электронного обращения и требования к электронным документам, которые обязательны к исполнению, утверждены отдельным приказом Судебного департамента при Верховном суде РФ под номером 252 от 28.12.2016 г. Процесс отправки обращения состоит из нескольких простых последовательных шагов.

Предлагаем ознакомиться  Вступление в законную силу решения арбитражного суда

Для начала пользователь должен авторизоваться в системе «Мой арбитр». Сделать это проще при помощи учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации.

Система электронного взаимодействия позволяет подавать как заверенные образы электронного документа, так и документы в электронном виде. Следующие заявления подписываются только КЭП:

  • об обеспечении доказательств, судебного акта и т.п.;
  • ходатайство о приостановлении исполнения судебного решения или судебного акта;
  • исковое заявление;
  • апелляционная или кассационная жалоба и т.д.

При подаче образа требования к подписи аналогичные.

Подача документов

Для подачи документов в суд пользователь должен заполнить форму с обязательным указанием:

  • номера дела в случае, если производство уже возбуждено;
  • данных о заявителе и участниках процесса;
  • номера телефона, факса, адреса действующей электронной почты;
  • информации о суде;
  • вида обращения.

Помимо этого, пользователь должен прикрепить на каждой из вкладок документы, необходимые для хода дела, и доверенность, если обращение направляет представитель заявителя. Только после этого пользователь нажимает «Отправить».

Посе того как обращение отправлено на указанную при регистрации электронную почту приходит уведомлении о поступлении документов в систему. Работникам суда обычно требуется несколько дней на проверку, по результатам которой будет отправлено еще одно уведомление о принятии обращения или отказе в нем.

С 01.01.2017 г. граждане РФ имеют возможность подавать электронные исковые заявления в суды общей юрисдикции. Обращения принимаются через ГАС «Правосудие» — единое информационное пространство судов общей юрисдикции. Для подачи заявления физическое лицо должно иметь квалифицированную подпись и учетную запись в ЕСИА. Юридические лица могут воспользоваться для подачи заявлений схожей системой «Мой арбитр».

Для входа в судебный кабинет по ЭЦП сначала необходимо открыть официальный сайт суда, где выбрать меню «Подача документов в электронном виде».

Нажав на него, пользователь автоматически переадресовывается на страницу ГАС «Правосудие», где имеются три раздела. Получать всю информацию о текущем процессе и отслеживать процесс пользователь будет в разделе «Дело». Для подачи заявлению нужно перейти в раздел «Обращения»/«Новое обращение».

Предлагаем ознакомиться  Обязательный досудебный порядок урегулирования спора гпк

После этого пользователю предложат войти в систему. Вход осуществляется либо при помощи учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации, либо при помощи квалифицированной электронной подписи для электронного правосудия.

Вход с помощью ЭЦП для судов происходит в несколько последовательных шагов:

  • на главной странице нужно выбрать «Войти при помощи ЭЦП»;
  • ознакомиться с пользовательским соглашением и нажать «Войти»;
  • выбрать действующий сертификат ЭЦП и нажать «Разрешить».

Как подписать документы ЭЦП

Для подписания документов лучше использовать специальное ПО КриптоАРМ, а для файлов формата PDF — плагин, позволяющий ставить ЭЦП.

Чтобы подписать документ PDF нужно:

  • открыть нужный файл;
  • через меню «Инструменты» выбрать «Сертификаты»;
  • далее нажать «Поставить ЭЦП» и выбрать область, где будет поставлена отметка о наличии подписи;
  • после этого откроется окно с шаблоном;
  • если все верно, то пользователю нужно нажать «Подписать».

Электронное правосудие

Чтобы поставить ЭЦП на документах иных форматов нужно воспользоваться приложением КриптоАрм. Оно позволяет создавать как прикрепленную, так и отсоединенную подпись.

Для подписания пользователь:

  • открывает программу КриптоАрм и выбирает пункт меню «Подписать»;
  • после ознакомления с инструкцией нажимает «Далее»;
  • в окне выбора файла пользователь выбирает нужный и нажимает «Далее»;
  • в новом рабочем окне указывает требования или оставляет все без изменений;
  • в параметрах выбирает тип подписи;
  • выбирает сертификат, которым нужно подписать файл;
  • проверяет данные сертификата и, если нет ошибок, нажимает «Готово».

Для подачи заявлений в суд физические и юридические лица должны иметь квалифицированную электронную подпись. Получить ее можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре, предоставив необходимые документы. Дальнейшая работа осуществляется в личном кабинете, вход в который происходит при помощи ЭЦП.

Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector